Уважаемые игроки! Очень часто возникают ситуации, когда мы не знаем, к какому типу относится та или иная техника, а иногда кто-то не знает, что означают какие-либо термины из техник мира Наруто. Данная статья призвана помочь вам разобраться во всем разнообразии джутсу, предоставить краткое описание каждой из трех основных ветвей (Нин-, Тай- и Генджутсу), а также перечислить побочные направления, такие как Фуинджутсу и многие другие.


Jutsu (術; буквально "навыки" или "техники") - мистическое искусство, которое шиноби используют в бою. Чтобы использовать техники, человек обязан прибегнуть к высвобождению чакры. Чтобы создать чакру, необходимо объединить две энергии, энергию тела и энергию духа. После этого, с помощью специальных ручных печатей шиноби создает желаемую технику. Из-за большого количества различных природ чакры, печатей и их комбинаций потенциально существует невероятное количество техник.

Основы
Существует три основных типа техник, это тайджутсу, нинджутсу и генджутсу - подробнее о них ниже. Также существуют подкатегории, такие как фуинджутсу, джуинджутсу и сенджутсу, а так же множество других. Помимо этого, существуют кеккей генкай способности, которые сами по себе не являются техниками и обычно передаются внутри кланов по линии крови, однако, эти способности могут послужить базой для создания техник, как, к примеру, техники стихии Дерева, демонстрируемые Хаширамой Сенджу. Кеккей генкай так же может проявляться как особенность или изменение какой-либо определенной части тела, к примеру, доджутсу.
Без надлежащего контроля чакры шиноби будет использовать свои техники неэффективно или ослаблено, что приведет к раннему истощению чакры во время боя. Для этого шиноби используют ручные печати, которые помогают им манипулировать их чакрой более точно и эффективно. Различные техники при этом требуют разных ручных печатей.

Ранги
В зависимости от сложности и требуемых навыков для использования техник они разделяются на ранги:
Ранг E - уровень академии, основы основ всех искусств шиноби.
Ранг D - уровень техник генина, может быть освоен всеми без исключений, тем не менее, обычно шиноби обучаются только одному "типу" техник.
Ранг C - уровень техник чуунина, однако, может быть достигнут и генином при усердных тренировках.
Ранг B - уровень техник джоунина, требует большого уровня и контроля чакры.
Ранг A - уровень Каге и джоунинов, требуют отличного контроля чакры и могут являться запретными.
Ранг S - секретные, невероятного уровня техники. Как правило уникальны.
Кеккей генкай, особые способности, секретные техники и умения биджу обычно не имеют ранга.


Итак, теперь рассмотрим подробнее виды и подвиды техник.

1. Основные типы
Нинджутсу (忍術, Ninjutsu, дословно "техники ниндзя"). В эту категорию попадает большинство джутсу, которые позволяют шиноби делать то, что обычному челвоеку недоступно, в том числе и использовать оружие. В отличие от Генджутсу, последствия этих техник реальны. Все эти техники сильно различаются по назначению: более простые позволяют использующему избежать атак или быстро переместиться в нужное место, в то время как сложные включают в себя манипуляции с природой чакры, лечение раненых и даже смертельные приемы.
В большинстве случаев техники Нинджутсу применяются с использованием чакры и ручных печатей, которые позволяют управлять чакрой и направлять ее в нужную сторону для создания джутсу. В некоторых случаях, однако, ручные печати не требуются, и для опытного шиноби его техники становятся второй натурой, позволяя применять их в любой момент.
Кроме того, многие техники Нинджутсу можно разделить на базовые стихийные (т.е. исполняемые с использованием базовых стихий – ветер, вода, огонь, земли и молния) и продвинутые стихийные, которые комбинируют два или три элемента, позволяя создавать новую стихию с абсолютно другими свойствами.
Во время использования Нинджутсу применяются два метода манипуляции чакрой: форма и природа. Они могут быть использованы как вместе, так и по отдельности (более подробно об этом см. Стихии чакры и их трансформации).
Нинджутсу можно комбинировать с Тайджутсу для создания техник Нинтайджутсу.

Генджутсу (幻術, Genjutsu, дословно "техники иллюзий"). Как и техники Нинджутсу, эти техники используют чакру и ручные печати для активации. Тем не менее, основное различие этих двух типов состоит в том, что техники Генджутсу - иллюзорные. Они направлены не на физический ущерб, а на ментальное состояние противника. Манипулируя чакрой в мозгу оппонента, шиноби может вызвать у того нарушение восприятия, сломить боевой дух, причинить душевные страдания и т.д. Очевидно, все Генджутсу попадают под обширную категорию Интона (стихия Инь).
Хотя этот вид техник применяется реже других, некоторые шиноби овладели этой ветвью в совершенстве, и на этом основывается их стиль боя. Среди них такие известные личности, как Второй Мизукаге, Итачи Учиха, Куренаи Юхи и Таюя. Генджутсу также может быть использовано для управления другими, как продемонстрировал Тоби на примере Ягуры. Однако существует одно Генджутсу, имеющее эффект, противоположный все остальным техникам, а именно - преобразование реальности в иллюзию и наоборот.
Во время создания техники Генджутсу использующий распространяет поток своей чакры на церебральную нервную систему противника, влияя на чувства восприятия окружающего мира последнего. Попавший в иллюзию будет либо находиться без сознания, либо двигаться в мире иллюзий, что особенно эффективно, если, допустим, нужно создать ложное представление о поле боя и местоположении пользователя.
Поскольку Генджутсу требует хороших навыков, такие техники обычно используются шиноби с точным контролем чакры и высоким интеллектом. Стоит отметить, что техники иллюзий влияют на передний мозг, из-за чего все виды млекопитающих подвержены Генджутсу, в то время как насекомые и прочие низшие представители животного мира устойчивы к ним.
Среди всех типов Генджутсу наиболее опасным считаются звуковые иллюзии, которые позволяют использующему оставаться вне поле зрения противника, но все равно использовать свои техники. Отличным примером служит Таюя и ее игра на флейте.

Как противостоять Генджутсу

Существует несколько способов выйти из наложенной иллюзии:
- жертва должна остановить поток чакры в своем теле, после чего нарушить поток чакры того, кто наложил иллюзию. Этот способ называется Genjutsu Kai и является стандартной техникой Академии. Кроме того, союзник может влить свою собственную чакру в тело того, кто подвергся иллюзии, и таким образом вернуть его в реальность. То же самое может быть проделано и с помощью биджуу, как видно на примере Киллера Би
- причинением боли, не вызванной самим Генджутсу, а материальным предметом
- владельцы Шарингана устойчивы к иллюзиям и могут видеть сквозь них. В какой-то степени это применимо и к Бьякугану
- некоторые выдающиеся шиноби, например Дейдара, могут натренировать свои глаза, чтобы противостоять конкретному типу Генджутсу
- кроме того, можно использовать техники по типу Kirigakure no Jutsu, чтобы избежать зрительного контакта с с использующим иллюзии

Тайджутсу (体術, Taijutsu, дословно "техники тела"). Базовая форма техник, которая включает в себя все джутсу, для создания которых используются физические способности шиноби. Обычно подобные техники не требуют чакры, больше полагаясь на выносливость и силу, выработанные путем упорных тренировок. Однако в некоторых случаях можно использовать и чакру для усиления ударов, как продемонстрировала Тсунаде своей техникой. Кроме того, Тайджутсу быстрее в использовании, нежели Нин- и Генджутсу, ибо, как правило, не требует и ручных печатей.
Хотя техники Тайджутсу используются большинством шиноби в той или иной степени, некоторые из них освоили эту область искусства ниндзя в совершенстве - такие как Рок Ли и его учитель Майто Гай или же Райкаге Эй. Стиль боя клана Хьюга также использует Тайджутсу, но требует хорошего контроля чакры для улучшения результатов.
Тайджутсу можно комбинировать с Нинджутсу для создания техник Нинтайджутсу.

2. Побочные типы
Барьерное Нинджутсу (結界忍術, Kekkai Ninjutsu, дословно "барьерные техник ниндзя"). Этот тип техник позволяет шиноби создавать барьеры либо для собственной защиты, либо для поимки противника. Некоторые животные способны использовать этот вид техник, например жабы с горы Мьёбоку. Барьеры можно также применять в виде бумажек-печатей как для атаки, так и для защиты.
Очевидно, сила барьеров зависит от конкретной техники и уровня мастерства использующего. Некоторые из них настолько прочны, что способны сдержать джинчурики и биджуу, но даже самые прочные и неприступные барьеры могут быть преодолены с помощью пространственно-временных техник, позволяющих миновать защиту.

Фуинджутсу (封印術, Fūinjutsu, дословно "техники запечатывания"). Данные техники позволяют запечатывать объекты, чакру и даже живых существ в определенную область, чаще всего свитки. Таким образом можно заключить множество предметов в один, что существенно облегчает транспортировку, но техники фуинджутсу имеют много применений, например запечатывание биджу в тело джинчурики. Кроме того, с помощью этого типа Нинджутсу можно и распечатывать объекты.

Поток чакры (チャクラ流し, Chakura Nagashi). Особый вид техник, подразумевающий пропускание чакры через предметы, обычно оружие, для увеличения смертоносного потенциала. Для применения пользователь должен касаться объекта, через который нужно провести чакру, при этом как правило используется базовая чакра элементов. В некоторых случаях (Какузу, Роши или Эй) чакру можно пропускать прямо через свое тело для увеличения как защитных, так и атакующих свойств.

Влияние природы чакры на свойства проводника

- чакра ветра (Fūton) увеличивает режущую силу и пробивную способность оружия, как видно на примере техники Асумы
- чакра молнии (Raiton) также увеличивает режущую силу оружия, но достигается это за счет высокочастотных колебаний. В дополнение к этому, как продемонстрировал Саске, оружие, наделенное этой природой, способно временно парализовать противника. Райкаге Эй использовал эту стихию для стимуляции нервной системы, что многократно увеличивало его физические показатели
- чакра земли (Doton), судя по всему, повышает защитную силу объекта. Единственный пример - это техника Какузу, при которой его тело становилось темным и приобретало сравнимую с алмазом прочность, а также увеличивало разрушающие свойства ударов. Тем не менее, даже эта прочность не может противостоять стихии молнии
- чакра огня (Katon) обволакивает оружие, через которое был пропущен поток, языками пламени, которые поджигают все, к чему прикоснутся. Ярким примером во всех смыслах слова является кенджутсу Атсуи


- чакра лавы (Yōton) позволяет пользователю создать на своем теле защиту из тонкого слоя лавы, который сжгает и обугливает все, с чем вступает в контакт
- чакра кристалла (Shōton) также создает мощную защиту, состоящую из кристаллов, которая повышает как защитные, так и атакующие навыки пользователя
- чакра магнетизма (Jiton) намагничивает металлические предметы, через которые была пропущена, и позволяет передавать магнитные свойства и другим объектам, вступившим в контакт с первоначальным магнитом

Техники клонирования (分身術, Bunshinjutsu). Эти техники позволяют создавать копии пользователя или объектов, например оружия. Стандартная Bunshin no Jutsu считается самой базовой основой всего Нинджутсу. Тем не менее, существует огромное количество техник клонирования, от которых зависят и свойства создаваемого клона. Kage Bunshin no Jutsu позволяет создавать материальных клонов, способных выполнять различные задания и накапливать опыт и знания. С помощью добавления различной природы чакры можно создавать и различные вариации этой техники. Пока что было показано использование земли, воды и молнии, а также некоторых улучшенных геномов для создания клонов пользователя.

Хиден (秘伝, Hiden, дословно "секретные традиции"). Особые техники, передающиеся из поколения в поколение в конкретных регионах или кланах. Теневые техники Нара и техники жуков Абураме являются типичным примеров данного вида джутсу. Как правило, подобные техники не имеют ранга. Что интересно, Shintenshin no Jutsu и образованные от нее техники клана Яманака не считаются секретными.

Джуинджутсу (呪印術, Juinjutsu, дословно "техники проклятой печати"). Тип техник, используемый для подчинения человека. Накладывая печать на тело жертвы, пользователь берет ее способности и движения под свой контроль. С помощью простой ручной печати можно вызвать о жертвы ужасные физические и ментальные мучения.

Джуджутсу (呪術, Jujutsu, дословно "техники проклятий"). Довольно редкий вид техник, основной целью которых является наложение какого-либо негативного эффекта на противника, но не подчинение, как в случае с Juinjutsu. Эти техники можно использовать с помощью различных посредников, таких как ритуальная коса или, допустим, кукла вуду. Величайшей техникой такого рода считается Shiji Hyōketsu, используемая Хиданом, которое дарует ему бессмертие, пока он приносит жертвы своему богу Джашину.

Кинджутсу (禁術, Kinjutsu, дословно "запретные техники"). К этому типу относятся техники, которые были запрещены каге деревень по разным причинам. Условно их можно разделить на три категории: 1) причиняющие вред самому пользователю (например, восемь врат); 2) противоречащие законам природу и нарушающие моральные устои (например, Edo Tensei); 3) вызывающие массовые разрушения и многочисленные смерти.

Медицинские техники (医療忍術, Iryō Ninjutsu). Данный тип техник позволяет пользователю лечить ранения или манипулировать структурой тела. Использование подобных джутсу требует высокого контроля чакры, знаний анатомии, целебных трав и лекарства, а также ядов. Тсунаду считается величайшим медиком в мире, а ее Sōzō Saisei - вершиной развития медицинских навыков и техникой абсолютного восстановления.

Нинтайджутсу (忍体術, Nintaijutsu, дословно "техники тела ниндзя"). Этот термин используется для описание стиля Третьего и Четвертого Райкаге. Комбинируя два направления техник, они могли покрывать свое тело молнией, чтобы увеличить скорость, силу и рефлексы. Неизвестно, существуют ли другие примеры использования данных техник.

Техники воскрешения (転生忍術, Tensei Ninjutsu, дословно "техники переноса жизни ниндзя"). По большей части запретные техники, требующие переноса жизненной силы одного человека другому. К ним относятся такие техники, как Edo Tensei, Kishō Tensei и Fushi Tensei.

Сенджутсу (仙術, Senjutsu, дословно "техники мудреца"). Особые техники, позволяющие пользователю чувствовать и использовать природную энергию (shizen enerugī). При смешивании ее с собственной чакрой образуется т.н. "чакра техник мудреца" (senjutsu chakura). Последняя не может быть распознана кем-либо, кроме тех, кто также освоил природную энергию. Она позволяют шиноби входить в особое состояние, называемое "режимом мудреца" или "режимом отшельника" (Sennin Mōdo), которое значительно увеличивает силу и скорость использующего, а также существенно поднимает запасы чакры. Шиноби, способный использовать сенджутсу, именуется мудрецом/отшельником (sennin). На данный момент существует два способа освоить этот вид техник: у жаб горы Мьёбоку или у змей пещеры Рюучи. Проклятые печати Орочимару также используют природную чакру. Кроме того, Хаширама также владел режимом отшельника, но пока что неизвестно, каким образом он его освоил.

Пространственно-временные техники (時空間忍術, Jikūkan Ninjutsu). Данный вид техник позволяет пользователю управлять пространственно-временным континуумом. Выдающимися шиноби, использовавшими подобные джутсу, были Минато Намиказе и Обито Учиха (Тоби). Все техники призыва также попадают под определение "пространственно-временных".

Техники поглощения чакры (チャクラ吸引術, Chakura Kyūin Jutsu). Как правило, личные техники, которые позволяют поглощать чужую чакру. Некоторые шиноби, например Орочимару и Кисаме Хошигаки, способны поглощать чакру путем простого прикосновения, в то время как большинство других людей нуждаются в посреднике для этой процедуру, будь то печати, барьеры и т.п. Кроме того, две техники Мокутона также обладали способностью поглощать чакру, но при этом она, видимо, не передавалась использующему.

Букиджутсу (武器術, Bukijutsu, дословно "техники оружия"). Под эту категорию попадает довольно большое количество техник, которые так или иначе задействуют любые виды оружия. Простейшим примером могут служить кунаи и шурикены, владению которыми обучают в Академии. Букиджутсу может быть использовано вместе с Нин-, Тай- и даже Генджутсу, а также потока чакры, для улучшения результата.

Типы Букиджутсу

- Шурикенджутсу (手裏剣術, Shurikenjutsu, дословно "техники скрытого в руке меча"). Самый распространенный тип, включающих себя все техники, связанные с шурикенами, кунаями, сенбонами и т.п. Данные техники могут использованы в комбинации с Нин- и Тайджутсу, а также потоком чакры. Оружием можно управлять с помощью лесок.
- Кенджутсу (剣術, Kenjutsu, дословно "техники мечей"). Данные техники включают в себя использования меча в качестве основного вида оружия. Их можно комбинировать с другими видами джутсу для более разрушительных эффектов. В Стране Железа живут самураи, которые все являются мастерами Кенджутсу и виртуозно владеют своим мечом. Из всех шиноби самыми известными пользователями данного вида техник стали Семь Мечников Тумана.
- Боджутсу (棒術, Bōjutsu, дословно "техники посоха"). В основе этих техник лежит владения посохом, как продемонстрировано Хирузеном Сарутоби. Он превращал короля обезьян Энму в сверхпрочных посох и использовал различные техники с его помощью.
- Кайакуджутсу (火薬術, Kayakujutsu, дословно "техники пороха"). Использование этих техник подразумевает работу со взрывными веществами. Чаще всего это выражается в виде использования взрывных бумажных печатей. Удачным примером использования Кайакуджутсу может быть крайне опасная техника Ханзо, при которой он комбинировал свой Катон и манипуляцию взрывными печатями.
- Кусаригамаджутсу (鎖鎌術, Kusarigamajutsu). Редкий вид Букиджутсу, подразумевающий использование традиционного японского оружия - косы на длинной цепи. Ханзо также владел этим оружием и смог одолеть им самурая Мифуне. В качество другого примера можно привести Тентен.
- Кюджутсу (弓術, Kyūjutsu, дословно "техники лука"). Еще один редкий вид применения оружия, при котором пользователь стреляет из лука с помощью стрел. В детстве Саске Учиха овладел этим типом Букиджутсу. Кидомару из четверки звука также использовал Кюджутсу.
- Тессенджутсу (鉄扇術, Tessenjutsu, дословно "техники железного веера"). Под данным понятием подразумевается владение цельного или складного металлического веера. Подобные техники были продемонстрированы Мадарой Учиха, который использовал гунбай, и Темари, использовавшей свой веер вместе со стихией ветра.

Итак, вам были представлены основные и побочные типы всех техник мира Наруто. Надеемся, что после прочтения данного материала у вас больше не возникнет трудностей с тем, к какому типу отнести ту или иную технику. Спасибо за то, что уделили время на эту статью, и желаем вам успехов при написании анкеты и дальнейшей игре.


Авторы: Orochimaru и Shu-Hei, редакция: Orochimaru